Ремонт электроники: как найти неисправность мультиметром

Я не профессиональный ремонтник, но уже несколько лет чиню электронику для себя и друзей. Мультиметр для меня — главный инструмент после паяльника и лупы. Он не показывает магическим образом сгоревшую деталь, зато помогает методично сужать круг поиска: от входного питания до конкретной цепи. На форуме Difsite я часто вижу вопросы новичков, и почти всегда советую начинать не с замены микросхем, а с простых измерений.

🔗 Нажать чтобы Перейти на сайт

Однажды мне принесли роутер, который перестал включаться. Визуально плата была чистой, вздутых конденсаторов не было. Я поставил мультиметр в режим прозвонки и проверил предохранитель — он оказался цел. Затем включил блок питания в сеть и аккуратно измерил напряжение на входе платы. Оно было в норме, а вот на выходе стабилизатора вместо 3,3 В я увидел около 0,8 В. Так я нашёл неисправный узел, не перепаивая полплаты.

Мой базовый порядок действий такой. Сначала осмотр: трещины, запах гари, вздутые конденсаторы, разъёмы. Потом проверка питания: мультиметр в режиме постоянного напряжения, чёрный щуп на минус, красный — на контрольные точки. Если напряжения нет вообще, ищу обрыв в цепи питания, предохранитель или защитный диод. Если напряжение занижено, проверяю стабилизатор и нагрузку, которая может просаживать линию.

В режиме сопротивления и прозвонки удобно искать короткое замыкание. Я отключаю питание, разряжаю конденсаторы и измеряю сопротивление между шиной питания и землёй. Если вижу почти ноль, начинаю искать виновника: диоды, транзисторы, конденсаторы, микросхемы. Диодная прозвонка помогает быстро проверить переходы и выявить пробитые элементы. Главное — не делать вывод по одному измерению: деталь может звониться не так из-за параллельных цепей.

🔗 Узнать подробнее →